23.01.2020, 11:16 | |
Проблемы с долгостроями в Украине вот уже много лет не теряют актуальность. Граждане вкладывают деньги в квартиры еще на этапе строительства, но по итогу многие дома замораживают и не достраивают. Причем случиться такое может даже с проверенными компаниями. Например, в конце 2019 года "Укрбуд" приостановил строительство домов для 13 тысяч семей. Причиной стал конфликт между бывшим и нынешним руководством компании. К счастью, "Киевгорстрой" согласился достроить жилые комплексы "Укрбуда", а финансировать это будут за счет кредитов в госбанках и нераспределенной прибыли "Киевгорстроя". Усугубляет проблему и то, что в стране нет законодательства, которое защитило бы украинцев от долгостроев и сохранило их деньги. Соответствующий законопроект долго пытались разработать как в предыдущем, так и в нынешнем правительстве. Недавно в Минрегионстрое состоялась рабочая встреча по обсуждению проекта закона Украины "Об особенностях урегулирования достройки проблемных объектов жилищного строительства", с участием инвесторов долгостроев, специалистов министерства, экспертов, архитекторов и представителей местной власти. Сайт "Сегодня" рассказывает, как планируют исправить проблемы долгостроев и чего ждать украинцам. Откуда берутся долгострои и что предлагают в законопроектеПо состоянию на 1 октября 2019 года в Украине проблемными считались 150 объектов жилищного строительства. Больше всего таких в Киеве – 51 объект, Киевской области – 23, и в Одесской области – 14 объектов. Появляются долгострои по целому ряду причин, но, чаще всего из-за недостатка финансов: нехватки стартового капитала, недооценки расходов на строительство и т.д. Анжелика Саакян, директор по маркетингу многофункционального ЖК "POLARIS Home&Plaza" в комментарии сайту "Сегодня" говорит, что на сегодняшний день нет реальных законодательных механизмов, которые позволили бы "закрыть" вопрос недостроев и, самое важное, – нет решений, как поступить с обманутыми инвесторами.
В свою очередь, Анна Лаевская, коммерческий директор "Интергал-Буд" отмечает, что проблем с долгостроями удастся избежать, если власти найдут реальный механизм решения сложных рыночных ситуаций, а девелоперы признают высокую степень социальной ответственности своего бизнеса.
Чтобы решить эту проблему, правительство представило новый законопроект. В нем, например, предлагается создать комиссии для проведения техобследования объектов жилищного строительства. После того, как комиссии проведут технический осмотр, будут составляться акты и отчеты, в которых обязательно будут указывать, возможно ли завершить строительство объекта. Также предлагается, чтобы органы местного самоуправления создали местные целевые программы завершения строительства. Помимо этого, деньги на достройку проблемных объектов будут брать из местных бюджетов. А вот о том, как будут защищены сами инвесторы (т.е. простые украинцы, которые вкладывают деньги в будущую квартиру), в законопроекте не говорится. Если смотреть на текущую версию законопроекта, становится понятно, что проблему он вряд ли решит полностью. Что не так с проектом законаЭксперты уверены, что предложенный законопроект – серьезный шаг на пути к решению проблемы. Например, важно то, что в документе предлагается точное определение проблемных проектов, что позволит не путаться и не ставить клеймо на нормальные стройки.
Лаевская добавляет, что еще одно важное решение – создание или определение из уже существующих коммунальных предприятий, того, которое будет выполнять функцию заказчика завершения строительства. Правда, здесь появляются дополнительные коррупционные риски.
Татьяна Шульга-Забельская, управляющий партнер Сообщества девелоперов жилья (RED Community), также рассказывает, что хотя в законопроекте и прописан ряд процедур, которые позволят составить полный отчет о проблемных стройках, остается непонятным, как быть с теми объектами, где комиссия решит, что достроить их нельзя. Да и что в таком случае делать с обманутыми инвесторами – не сказано.
Помимо этого, в законопроекте отсутствуют механизмы "наказания" для недобросовестных застройщиков и чиновников-коррупционеров, по чьей вине государство должно тратить средства на завершение строительства.
Также в законопроекте предлагают переложить достройку проблемных объектов на плечи местных бюджетов. Насколько это возможно и правильно – сложно сказать.
Анна Лаевская добавляет, что на достройку того или иного объекта потребуется в среднем от 500 млн до 1 млрд грн. Если учесть, что только в Киеве 51 незаконченная стройка, сложно представить, где взять столько денег из местного бюджета.
Еще одна брешь в законопроекте – это сроки, в которые инвесторы должны заявить о своих правах на объект. В документе прописано, что с момента публикации объявления о начале процедуры урегулирования обязательств, в течение 60 календарных дней нужно подать заявление коммунальному предприятию, чтобы вас внесли в перечень обманутых инвесторов.
Как исправить ситуацию с долгостроямиЭксперты подчеркивают, что законопроект нуждается в серьезной доработке, т.к. многие моменты в нем просто не учли.
Эксперты единогласно отмечают, что для решения проблемы с долгостроями надо воспользоваться опытом других стран и привлекать профессиональных девелоперов с опытом достройки замороженных объектов.
Чтобы всерьез можно было говорить о решении проблем с долгостроями, по ее словам, нужен закон, учитывающий интересы и пострадавших инвесторов, и девелоперов, и местной власти. К сожалению, пока что инвесторы в предложенном законопроекте вообще никак не защищены. Чтобы привлечь девелоперов к решению этой проблемы, нужно на законодательном уровне урегулировать несколько важных вопросов.
Кроме того, эксперт советует привлекать кредитные организации, чтобы те давали льготные кредиты для завершения проекта, если есть такая необходимость. https://www.segodnya.ua | |
| |
Просмотров: 161 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |